Рассказ про белую медведицу созвездие. Мифонедельник – электронный журнал. Легенды созездия Большой медведицы. …Мифы и легенды о созвездиях…

И почему созвездия, похожие на ковши, называются Медведицами? А созвездие Тельца – просто усатая амеба какая-то!
А все-таки на небе – великие картины, не просто нагромождение точек. Все звездочки светятся, мигают, манят и зовут. Так загадочно и красиво звучит: «Созвездие Единорога»… Но откуда все же произошли такие названия?
Конечно, название отдельных групп звезд придумали астрологи! Обычно звезды называют по латыни, это традиция. Но в каждой стране названия переводятся на собственный язык. Фантазия древних астрологов была безгранична, с помощью своего воображения они увидели на звездном небе очертания сказочных животных или храбрых героев. Почти с каждым из созвездий связана какая-нибудь древняя легенда или миф.

Таким образом, она сразу же раскрыла свои силы как богиню родов, которую она разделяет с Герой и Эйлитией. Рождение двойных божеств Артемиды и Аполлона связывает их близко друг с другом с самого начала. Прекрасная Артемида иногда присоединяется к своему красавному брату, наблюдая за танцами Муз и Граций, и они оба наслаждаются луком и стрелой.

…Мифы и легенды о созвездиях…

Мастерство стрельбы из лука Аполлона и Артемиды иллюстрируется их защитой оскорбленной чести их матери, Лето. Женщины Фив сильно почитали Лето и двух ее детей. Лето пожаловался своим детям на то, что высоко ценит Ниоба, и они потребовали быстрой мести. С безошибочными стрелами Аполлон убил всех семи сыновей Лето, а Артемис – всех семи дочерей. Когда Артемис собирался снимать самого младшего, Ниобе попытался оградить девушку и просил, чтобы этот последний был пощажен, безрезультатно. Ниобе сама была повернута к камню и принесла вихрь на вершину горы на своей прежней родине, Фригии.

Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов
связаны с одним мифом, который и сегодня волнует нас описанной в нем трагедией.
Давным-давно в Аркадии правил царь Ликаон. И была у него дочь Каллисто, известная всему миру своей прелестью и красотой. Даже властелин Неба и Земли громовержец Зевс восхитился ее божественной красотой, как только ее увидел.
Втайне от своей ревнивой супруги – великой богини Геры – Зевс постоянно навещал Каллисто во дворце ее отца. От него она родила сына Аркада, который быстро подрос. Стройный и красивый, он ловко стрелял из лука и часто ходил на охоту в лес.
Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. Впав в ярость, она превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда вечером Аркад вернулся с охоты, он увидел в доме медведицу. Не зная, что это его родная мать, он натянул тетиву лука… Но Зевс не допустил, чтобы Аркад, хотя и невольно, совершил такое тяжкое преступление. Еще до того, как Аркад выпустил стрелу, Зевс схватил медведицу за хвост и быстро взвился с нею в небо, где и оставил ее в виде созвездия Большой Медведицы. Но пока Зевс нес медведицу, ее хвост начал удлиняться, поэтому на небосклоне у Большой Медведицы такой длинный и изогнутый хвост.
Зная, как сильно Каллисто была привязана к своей служанке, Зевс и ее вознес на небо и оставил там в виде небольшого, но красивого созвездия Малой Медведицы. Зевс и Аркада перенес на небо и превратил в созвездие Волопаса.
Волопас навсегда обречен беречь свою мать – Большую Медведицу.19 Поэтому он крепко удерживает поводки Гончих Псов, которые ощетинились от ярости и готовы наброситься на Большую Медведицу и разорвать ее.

Там слезы, стекающие вниз, стирают ее лицо. Однажды, когда он бросился в одиночку, подальше от своих спутников, он случайно или случайно наткнулся на лесную пещеру с бассейном, где Артемис купался в сопровождении сопровождающих ее последователей, как это было в их обычае. Когда они увидели, как Актеон вошел в пещеру, они закричали, а Диана, возмущенная тем, что человек видел ее обнаженной, быстро отомстил. Она плеснула ему в лицо воду, и из его головы начали вырастать рога, и он превратился в оленя, полностью за исключением своего разума.

Он убежал в страхе и был замечен его собственными охотничьими собаками, которые повернули его и разорвали на куски. Зевс не сразу увидел Каллисто, как он в нее влюбился и был преисполнен решимости победить ее. Он замаскировал себя как Артемида, прекрасно зная, что в этой трансформации он мог бы наилучшим образом завоевать ее уверенность и привязанность. Когда Зевс слишком горячо прижал его внимание, его обман стал слишком ясным для бедного Каллисто, который тщетно боролся. Каллисто присоединилась к Артемиде и ее компаньонам, но в конце концов, когда они купались вместе, она не могла скрыть тот факт, что она была беременна.

Существует и другой вариант этого мифа. Вечно юная богиня Артемида, одетая в охотничьи одежды, с луком, колчаном и острым копьем долгое время бродила по горам и лесам в поисках хорошей дичи. Вслед за нею двигались ее спутницы и служанки, оглашая смехом и песнями горные вершины. Девушки были одна красивее другой, но самой очаровательной была Каллисто. Когда Зевс увидел ее, он восхитился ее молодостью и красотой. Но служанкам Артемиды было запрещено вступать в брак. Чтобы овладеть ею, Зевс пошел на хитрость. Однажды ночью в образе Артемиды он появился перед Каллисто…
От Зевса Каллисто родила сына Аркада, который быстро подрастал и стал непревзойденным охотником.
Ревнивая супруга Зевса Гера, узнавшая о любовной связи мужа, обрушила на Каллисто свой гнев, превратив ее в безобразную неуклюжую медведицу.
Однажды сын Каллисто Аркад бродил по лесу, и неожиданно навстречу ему из кустов вышла медведица. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву, и стрела полетела в медведицу… Но Зевс, который зорко оберегал свою любимую Каллисто, в последний момент отвел стрелу, и она пролетела мимо. В то же время Зевс превратил Аркада в маленького медвежонка. После этого он схватил медведицу с медвежонком за хвосты и перенес их на небо. Там он оставил Каллисто блистать в виде красивого созвездия Большой Медведицы, а Аркада – в виде созвездия Малой Медведицы.
На небосклоне в виде созвездий Каллисто и Аркад стали еще более красивыми, чем на Земле. Не только люди восхищались ими, но и сам Зевс. С вершины Олимпа он часто устремлял взгляд на созвездия Большой и Малой Медведицы и наслаждался их красотой и непрерывным движением по небосклону.
Гере было неприятно, когда она видела мужа, любовавшегося своими любимцами. Она обратилась с горячей мольбой к морскому богу Посейдону, чтобы он никогда не допустил того, чтобы Большая Медведица коснулась моря. Пусть она умрет от жажды! Но Посейдон не внял мольбам Геры. Неужели он мог дать умереть от жажды возлюбленной своего брата – громовержца Зевса?! Большая Медведица продолжает кружить около полюса, при этом раз в сутки она спускается низко над северной стороной горизонта, прикасается к морской глади, утоляет жажду и после этого снова поднимается вверх, привлекая своей красотой взгляды людей и богов.

Артемида была в ярости от Каллисто за ее предательство и изгнала ее из священной группы. Она превратила Каллисто в медведя, но ее разум остался нетронутым; таким образом, одна и боясь, она бродила по лесам. В пятнадцатый год, во время охоты, Аркас встретил свою мать, Каллисто, медведя, чей человеческий и неустанный взгляд напугал его. Когда он собирался прогнать копье через ее тело, Зевс вмешался и помешал матрице. Он привел пар к небесам, где превратил их в созвездия. Каллисто стал Великим Медведем; Аркас, возможно, стал Маленьким Медведем или Медведем.

Согласно одной легенде, созвездие Волопаса
олицетворяет первого земледельца Триптолема. Ему богиня плодородия и покровительница земледелия Деметра вручила колос пшеницы, деревянный плуг и серп. Она научила его, как вспахать землю, как посеять пшеничные зерна и с помощью серпа сжать созревший урожай. Первое же поле, засеянное Триптолемом, дало богатый урожай.
Исполняя волю богини Деметры, Триптолем посвятил людей в тайны земледелия. Он научил их обрабатывать землю и почитать богиню Деметру, чтобы она вознаграждала их труд богатыми плодами. Потом он сел в колесницу, в которую были запряжены змеи, и полетел высоко-высоко… до самого неба. Там боги превратили первого пахаря в созвездие Волопаса и дали ему неутомимых волов – яркие звезды в созвездии Большой Медведицы. С их помощью он беспрестанно пашет и засевает небо.
И когда после периода невидимости ранней весной после полуночи на востоке появлялся пахарь – созвездие Волопаса, люди начинали готовиться к весенним полевым работам.

Он ухаживал за Меропой, дочерью Оенопионом, королем острова Хиос, знаменитым своими винами. Убрав остров диких зверей, он встретил Артемиду и попытался изнасиловать ее. Разгневанная, богиня произвела скорпиона из земли, которая ужалила Ориона до смерти.

Артемида стала в основном яростной девственницей, так как рассказы выше ужасно ясны. Тем не менее она также обладает характеристиками, которые предлагают богиню плодородия. Также в Эфесе статуя изображает ее с изображением нескольких грудей. В качестве богини-луны ей поклонялись женщины, которые связывали ее с лунным циклом и менструальным периодом. Тем не менее, прежде всего, Артемида – девственная охота, богиня самой природы, не заботящаяся о своем изобильном продолжении рода, но с ее первозданной чистотой.

Красивое созвездие Большой Медведицы привлекало внимание и болгарского народа, который дал ему имя Повозка. Это название связано с такой легендой. Как-то один юноша отправился в лес нарубить дров. Пришел в лес, распряг волов и пустил их пастись. Неожиданно из лесу выбежала медведица и съела одного вола. Юноша был большим храбрецом, он схватил медведицу и впряг ее в повозку вместо того вола, которого она съела. Но медведица не могла тянуть повозку, дергалась из стороны в сторону, и поэтому в созвездии повозка кажется искривленной.
В созвездии Большой Медведицы старые люди уподобляют отдельные звезды так: звезду η – Вознице, звезду Мицар (ζ) – Медведице, звезду ε – Волу, звезду Алькор – собаке, которая лает на медведицу. Остальные звезды образуют саму Повозку.
Из-за подобных геометрических фигур в созвездиях Большой и Малой Медведицы болгарский народ называет и созвездие Малой Медведицы. Малой Повозкой.

Артемида, как и луна, появляется как символ, холодный, белый, отчужденный и целомудренный. В частности, она богиня перекрестка, место, которое считается мертвой ночью в центре призрачной деятельности. Опытный в искусстве черной магии, Гекат вызывается колдунами и убийцами. Предложения к еде были сделаны ей на трехгранных статуях, установленных на перекрестках и изображающих три аспекта луны: Селена на небесах, Артемида на земле и Геката в Подземном мире.

Тесус женился на Федре, дочери Миноса, и Ипполит вырос, чтобы быть молодым человеком, обеспокоенным его нелегитимностью и одержимым сохранением своей девственности. Афродита требует ее мести, заставляя Фаэдра отчаянно влюбляться в своего пасынка, страсть, которую невозможно выполнить, что может привести только к трагедии. Фаэдра впервые увидела Ипполита, когда его начали посвящать в Мистерии, и она была поражена безнадежной похотью. В течение двух лет Фаэдра страдала, и теперь она заболела, преодолела ее виновная тайна и решила умереть, потому что она благородная женщина и не может совершить эту отвратительную прелюбодеяние, в отличие от других неверных жен, которые могут быть ложными для своих мужей при любых обстоятельствах.

А есть легенда про созвездия Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея
. Считается, что когда-то давным-давно у мифического эфиопского царя Цефея женой была прекрасная царица Кассиопея. Однажды она, будучи в окружении нереид – мифических жительниц моря, опрометчиво похвасталась неземной красотой своей дочери Андромеды. Нереиды позавидовали и пожаловались повелителю морей Посейдону. Он напустил на берега Эфиопии страшное чудище, которое съедало людей.

Она отчаянно желает сохранить свою честь, а также своих сыновей, законных наследников Теза. Ее верная медсестра вырывает из нее правду, и решение, которое она берет на себя, определяет трагический исход. Медсестра Ипполит присягает на тайну секретности, но когда она рассказывает ему о страсти Федры, он в ярости и кричит, что его язык поклялся, но не его разум. Фаэдра подслушивает сердитый обмен и опасения, что Ипполит расскажет всем о ее гибели. Она висит сама, но перед тем, как сделать это, появляется инкриминирующая записка, чтобы спасти себя и своих детей, утверждая, что Ипполит нарушил ее.

Цефей бросился к оракулу за помощью, но тот сказал, что единственный выход – отдать Андромеду. Пришлось Цефею пожертвовать любимой дочерью: привязать к прибрежной скале и оставить ожидать своей гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший к ней на крылатом коне – пегасе. Основных участников этого мифа фантазия древних греков тоже поместила на небо в виде созвездий.

Тесей слишком быстро верит в ее обвинение в протестах его невинного сына, чья чистота и религиозный фанатизм он всегда вызывал у него возмущение. С проклятием, данным ему его отцом, Посейдоном, он приказывает своему сыну изгнать. Посейдон посылает быка из моря, который пугает лошадей колесницы Ипполит, запутывая молодежь на обломках. Солнце является самым ярким и важным объектом в небе. Вся жизнь на земле зависит от их света и их тепла. Это, вероятно, было известно человечеству с самого начала. Почти во всех культурах она была почитаема как бог.

Одним из самых южных созвездий, известных древним звездочетам, является Кентавр или Центавр
. Вначале в него включались и те звезды, которые впоследствии образовали созвездие Южный Крест. Но даже при их отсутствии Центавр – большое созвездие, содержащее много красочных звезд и любопытных объектов. Один из греческих мифов говорит, что кентавр на небе – не кто иной, как бессмертный и мудрый Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, знаток науки и искусства, воспитатель греческих героев – Ахилла, Асклепия, Ясона. Поэтому его можно считать Созвездием Учителя.

Во всем мире есть много легенд и мифов о солнце. Как солнце удается вернуться со своего места отправления на западе до утра на восток на востоке? Это привело к мысли, что бог солнца будет путешествовать на машине или корабле на другую сторону неба. Среди греков колесница нарисована четырьмя огнями.

Отец богов, Зевс, часто превращался в животных, чтобы наблюдать незаметно женщин, которые ему нравились. Чтобы приблизиться к нимфе Каллисто, не заметив свою жену Геру, он превратил Каллисто в медведя. Хотя Каллисто держала ее от гнева Геры, она приводила ее к другим опасностям – теперь ее преследовали охотники, которые хотели ее убить!

Невозможно не упомянуть о созвездии, которое не без оснований считают самым прекрасным – это Орион
. В расположении звезд легко угадывается образ великого охотника Ориона, сына Посейдона. В этом относительно невеликом созвездии много ярких светил, причем среди ярчайших есть непостоянные. Созвездие без труда можно отыскать по трем прекрасным бело-голубым звездам в поясе охотника – справа Минтака, что по-арабски обозначает «пояс», в центре Альнилам – «жемчужный пояс», а слева Альнитак – «кушак». Они отстоят друг от друга на равных дистанциях и расположены в линию, направленную одним концом на голубой Сириус в Большом Псе, а другим – на красный Альдебаран в Тельце.

Охотник по имени Актас увидел медведя, выпрямил лук и хотел стрелять в стрелу прямо. Страшная ситуация, тем более что Актас был также сыном Каллисто! Конечно, он не мог видеть свою мать в форме медведя. Потому что Зевс схватил ее за хвост и швырнул на нее, у них так долго петухи. Когда-то была далекая иностранная страна, когда индейцы следовали за медведем через лес. Внезапно они встретили трех гигантов, которые были раздражены этой охотой. Гиганты убили всех индейцев до трех человек и бросили оставшихся в живых вместе с медведем в небо, где их все еще можно увидеть сегодня на охоте.

Прекрасные и загадочные названия созвездий усиливают непостижимость звездного неба и позволяют увидеть в обычном скоплении звезд яркие картины. Наблюдая за ними, мы как бы выходим за рамки пространства и времени – воображаем себя там, среди этих звезд, одновременно представляя, как древние астрономы смотрели в телескопы и шаг за шагом изучали загадки Неба.

Медведь образован из четырех коробок Великой Перевозки, а три звезды дышла представляют трех индейцев. Первый несет лук, чтобы стрелять в медведя. Второй несет горшок, чтобы иметь возможность готовить медведя. И последний индийский носит лес, чтобы иметь возможность зажечь огонь.

Когда-то в Стране Басков один из воров похитил двух быков. Человек послал своего слугу, его горничную и собаку, чтобы догнать воров и вернуть волов. После долгого ожидания человек потерял терпение и погнался за ворами. Чтобы наказать его нетерпение, человек и другие были отправлены на небеса. Внешние две звезды вагона – это два вола, а две другие звезды – воры. В дышло, слуга, горничная с собакой и сам человек. Собака представлена ​​Алькором, спутником Мизара.

Легенды связанные с созвездием Большой медведицы


Б

ольшая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных
созвездий северного неба, имеют множество различyых названий в легендах
разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или
просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой
по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар – «зад Большого Медведя»)
связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона,
была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился
к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто
в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах,
напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить
добычу, но Зевс не допустил преступления:

превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В
ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость,
упро сила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое
царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных
широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал
Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Не особенно трудно распознать лицо в лице Луны с глазами, носом и ртом. Это требует немного воображения. Есть еще много фотографий, которые люди на луне считают: крокодил или кролик, женщина с дровами на спине или женщина с водяным ведром. Философы из Древней Греции думали, что моря Земли будут отражены на Луне. Некоторое время также подозревали жителей Луны.

Все это перешло в мифы и легенды, сказки и легенды многих народов и все еще свидетельствует о том, что люди думают о происхождении вещей и о ходе миров и времен и ищут объяснения. Явления природы часто затрагивают социальные проблемы и человеческие черты, поскольку рассказы рассказывают нам о зависти и раздоре, о тайне и запрете, но и о любви.

Уже заря румянила восток.


А свет звезды, что немила Юноне,


Еще сиял на бледном небосклоне


Над полюсом, прекрасен и далек.

Созвездие
Большой медведицы. Атлас ГевелияБольшая Медведица кульминирует в полночь
в марте – мае, а Малая – в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в
настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие
звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко
найти на небе.

Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса,
который, пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса
в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы – Мелисса
и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют,
Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей
таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий
околополярной области, не бывает.

Солнце и луна – любовная пара

Здесь собраны несколько мифов о луне, есть, конечно, еще много. Рассказы о том, как луна пришла на небо и почему его лицо так окрашено. Как только огненное солнце и прохладная луна влюбились и поженились. Но в брачную ночь луна хотела отдохнуть и поспать. Он отвернулся в постели, и ярость вспыхнула. Она вскочила с постели и поклялась никогда больше не проводить ночь с луной.

На следующее утро луне стало жалко, что произошло. Он поспешил за своей невестой и хотел извиниться. Но солнце не хотело об этом знать. С тех пор луна спешила изменить ее. Однако солнце редко объединяется со своим любовником и делится короткой ночью с ним.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница,
Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой;
в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор
в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон
бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских
народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются
к тенгери.В шаманских гимнах Долон эбурген – податель счастливой
судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие
появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного
людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских
редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих
к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с
мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок»
или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии – Масане, быкоголовый
персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь
частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой
за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым,
являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества
(солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае).
Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у
неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды),
который гонится за похитителем.

Когда вы смотрите на полнолуние, что люди тогда узнают в Азии? И как кролик входит в луну? Ну, это было так: когда Будда когда-то был кроликом в течение 550 воплощений животных, люди спрашивали его о пищевых продуктах. Он ответил, однако, что он может дать им только траву.

Кролик на Луне – Центральная Америка

Когда люди были недовольны, он предложил им загореться, и он прыгнул в огонь, чтобы вскоре они могли поесть барбекю. Другая история кролика передана нам сапотеками из Центральной Америки: солнце и луна являются братьями и сестрами и путешествуют вместе. Тогда девушка-луна обнаружила что-то, что было скрыто под кустом – кроликом. Когда она хотела побыть одна, она ничего не сказала своему брату Сану и немного позади.

Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую
историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет
предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих
длинной полярной ночью охотников за моржами.

Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень
гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими
эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок
в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным
острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и
кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих
эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда
в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым
издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не
отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок
и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие
только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора.
Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.

Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство.
Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться
в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета
и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить
семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы
давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав
ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда
у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.

Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом
дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью
и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не
имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и
обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к
главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и
попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не
откажет.

Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной
грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо – и двух. Но, как водится
у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то
далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного
белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих
молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти
сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как
раз Эриулок подвернулся.

В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя
и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил
и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.

Самое интересное, что морское божество, не надуло в последний момент
простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую
нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю
жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре
великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного
и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив
пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там
за что-то зацепился, да так и повис над головами

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, “Бедро,
живущее в великом Озере северного неба” (ср.представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома
и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства
жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять
вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей
в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг,
сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь
частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж
(как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы – семь кумушек,
превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

У
индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название “Грузовая Повозка”
(аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице
было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во
Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица – “колесница,
указывающая на юг”), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия
Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются
и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan – “колесница”; древнеримское
Septemtriones – “Семизвездие”; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen
– “повозка Вотана”; согдийское “nxr-wzn – “круг Зодиака”; митаннийское
арийское uasanna – “круг на ипподроме”; древнеиндийское vahana – “животное,
на котором ездят боги” – и ratha – “колесница”; тохарское A kukal, B kokale
– “колесница”; немецкое Grosser Wagen – “Большой Воз”.

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным
героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник.
Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет
от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси
и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:

Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев,
Уши из цветов озерных, А глаза же – из болотных.

Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам
Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц
и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой
и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:
Первый раз он оттолкнулся


И исчез он с глаз на лыжах.


Во второй раз оттолкнулся


И уже не стал он слышен.


Третий раз он оттолкнулся –


И вскочил на спину лося.

Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать
о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать
на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика:
в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку,
да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки…

Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время
охоты нельзя помышлять о брачных утехах – это отпугивает добычу. Кроме
того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать
для бытовых нужд.

Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся
в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался
в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.

Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских
народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в
воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой
Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели
в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном
обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождаетися
целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит
охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него,
как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он
из рода Адама и Евы: извесны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное
названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в
шубе денежной красавица» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей
свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда,
откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться
вновь.

Весьма
оригинально название этих двух созвездий (Большой и малой медведицы)
у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая
звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность
Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и
то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным
источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную
звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных
звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый
на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал
свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия
Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и
другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу
так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий
Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного
дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние
две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный
путь – это лыжня охотника, Плеяде – женщины из его дома, Большая Медведица
– сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было
изобилие дичи. Несомненно этот миф дублировался у многих северных народов.

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном
созведии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны
были взгляды наших предков на одно и то же явление.

Александрова Анастасия, специально для Мифонедельника.







Использование материала запрещается без разрешения
автора или ссылки на сайт Мифологической энциклопедии


stucco-club.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: