Cтраница 2
Подготовка и обработка поверхностей под известковые окраски заключается в очистке поверхности, смачивании ее водой, сглаживании торцом деревянного бруска, разрезке трещин, огрунтовке, частичной подмазке, шлифовании подмазанных мест а окраске. При окраске по кирпичу, камню и бетону ограничиваются очисткой поверхности, смачиванием водой, огрунтовкой и окраской.
В зависимости от высоты помещений и вида выполняемых операций окраску ведут с подмостей, малярных столиков или стремянок. Известковая окраска будет прочной лишь в том случае, если известь успеет карбонизироваться, для чего необходимо, чтобы такая окраска, нанесенная на поверхность, в течение некоторого времени сохранила необходимую для карбонизации влагу.
Известковые окраски применяются при ремонте нежилых помещений и в сырых местах, где клеевая окраска приходит в короткий срок Е негодность. Известковая окраска не обладает достаточной прочностью, но она не требует тщательной очистки старой окраски.
Развитие этой группы материалов предусмотрено по следующим основным направлениям. Масляные, клеевые и известковые окраски, преобладающие в настоящее время в строительстве, будут постепенно вытесняться другими, более эффективными видами отделки.
Готовя известковые составы, не следует злоупотреблять применением пигментов, так как составы с большим содержанием пигментов дают непрочные покрытия. Для известковой окраски рекомендуется применять составы менее насыщенных тонов.
Известковая окраска используется для отделки складских и подсобных помещений, а также фасадов. При подготовке поверхностей под известковую окраску их очищают, расшивают трещины, огрунтовывают и частично подмазывают поверхности.
Наружная отделка крупнопанельного здания чаще всего представляет собой побелку по готовому заводскому водостойкому и морозостойкому наружному слою панели. Следует отметить, что в воздухе современных индустриальных городов много примесей, поэтому известковая окраска не эффективна и не долговечна. Для окраски фасадов следует применять более стойкие красители.
Масляная окраска нецелесообразна для жилых помещений, так как масляная пленка мало проницаема для воздуха и нарушает естественную вентиляцию через штукатурку. Масляная окраска по этим соображениям неэффективна и для отделки штукатурных фасадов, на которых казеиновые или известковые окраски дольше служат и легче ремонтируются.
Здания сетевых помещений требуют систематической окраски внутренних и наружных поверхностей. Так как сетевые помещения не отапливаются, то для их внутреннего покрытия должна применяться известковая окраска. Известковая окраска применяется также для покрытия пористых оштукатуренных известковыми растворами и кирпичных не оштукатуренных наружных поверхностей. При приготовлении известковой краски известь гашеная растворяется в воде до состояния густоты молока с добавлением синьки. Для наружных работ в состав вводится соль в количестве 5 % от объема извести. При внутренних покрасках добавки соли не допускается, чтобы не вызвать отсырення стен.
Здания сетевых помещений требуют систематической окраски внутренних и наружных поверхностей. Так как сетевые помещения не отапливаются, то для их внутреннего покрытия должна применяться известковая окраска. Известковая окраска применяется также для покрытия пористых оштукатуренных известковыми растворами и неоштукатуренных кирпичных, наружных поверхностей. При приготовлении известковой краски известь гашеная растворяется в воде до состояния густоты молока с добавлением синьки. Для наружных работ в состав вводится соль в количестве 5 % от объема извести. При внутренних покрасках добавка соли не допускается, чтобы не вызвать отсырения стен.
Если поверхность ранее была окрашена, необходимо очистить старый набел, промыть водой, а затем огрунтовать и покрыть поверхность. При огрунтовке пользуются кистями. Порядок приготовления состава при известковой окраске описан выше.
Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выполнения рисунка всю поверхность обметают кистью или щеткой. При мелкорельефном рисунке на поверхность наносят по сырой штукатурке обычную известковую окраску за 1 – 3 раза, поэтому после выцарапывания рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
В организации отделочных работ на строительной площадке имеется значительный прогресс. При малярных работах широко практикуется отделка поточным и поточно-конвейерным методами, организована централизованная заготовка малярных составов, производство работ ведется комплексными бригадами и специализированными звеньями с применением ручного механизированного инструмента. В массовом строительстве отделка помещений распределяется следующим образом: около 30 – 45 % отделываемых поверхностей производятся клеевыми красками, около 42 – 59 % – масляными красками и до 25 % – бумажными обоями; на фасадах применяют известковые окраски.
Известковые составы применяют для внутренних и наружных работ по штукатурке, кирпичу, бетону, камню и, реже, по дереву. Чтобы известь не отмеливалась, в известковые составы для ее закрепления добавляют поваренную соль, квасцы или олифу. Особенно хорошо повышает прочность известковых красок олифа.
В 6 л воды разводят известковое тесто, добавляют поваренную соль, растворенную в 0,5 л воды, и все перемешивают. Затем добавляют воду до 10 л и получают белый колер. Если нужен цветной колер, то в белый состав добавляют замоченный в воде пигмент и тщательно перемешивают. Для окрашивания приготовляют различные окрасочные составы или колеры.
Колеры приготовляют по разным рецептам, строго соблюдая технологическую последовательность, указанную в рецепте. Все входящие в окрасочный состав материалы необходимо предварительно просеять через частое сито. Приготовленный колер процеживают через такое же сито.
Для придания окрасочному составу какого-либо цвета в него добавляют пигменты. Сухие пигменты добавлять не следует, так как они не всегда хорошо перемешиваются, а оставшиеся мелкие крупинки тушуются под кистью, оставляя полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты предварительно разводят водой до сметанообразного состояния, тщательно перемешивают, выдерживают их сутки или больше, еще раз перемешивают, процеживают через частое сито и только после этого вливают в приготовленный колер.
Недостаток известковых красок заключается в том, что они ограничены по цвету, так как в них можно добавлять не все пигменты, а только щелочестойкие.
Поверхности, окрашенные известковыми составами, имеют мелкие поры, которые впитывают водяные пары. Последние потом свободно испаряются и выходят через эти же поры. Кроме того, такое покрытие дезинфицирует поверхности, что очень важно, в частности, для кладовых.
Окрашивание
Поверхности очищают, как и под клеевую окраску, смачивают водой и грунтуют. Существует несколько рецептов грунтовок. При приготовлении известковой грунтовки с поваренной солью известковое тесто разводят в 5 л воды и вводят в этот раствор поваренную соль, растворенную в кипящей воде. При постоянном помешивании вливают воды до 10 л. Расход известкового теста – 2,5 кг, соли – 0,1 кг. При подготовке известкового раствора с алюминиево-ка-лиевыми квасцами в 1 л кипящей воды растворяют 200 г квасцов и разбавляют 4 л воды. Полученный раствор вливают при постоянном помешивании в известковое тесто, разведенное в 5 л воды. Расход известкового теста – 2,5 кг.
Грунтовку первого состава применяют для известковой окраски колером с поваренной солью, а второго – с квасцами. Загрунтованную поверхность шлифуют шкуркой и перед окрашиванием смачивают водой.
Свои особенности имеет подготовка колера на извести-кипелке. К загашенной перед приготовлением состава извести сначала добавляют раствор поваренной соли и пигмента до заданного тона, а затем остальное количество воды.
Для известковой краски пригодны только устойчивые к щелочам пигменты (охра, сурик железный, окись хрома, перекись марганца, графит, сажа, ультрамарин, умбра, сиена, мумия, жженая кость).
Наносят состав с помощью кисти или краскопульта. При окраске кистью кладут два-три тонких слоя на еще влажный предыдущий слой.
Надо помнить, что известковую краску обычно наносят горизонтальными движениями, а растушевку делают вертикальными.
Известковую краску применяют как снаружи, так и внутри зданий для покрытия пористых и оштукатуренных известковыми растворами поверхностей, кирпичных стен, а также для окраски сырых и холодных помещений, где клеевая краска не держится. Клеевая краска применяется для покрытия оштукатуренных поверхностей внутри помещений жилых, общественных и коммунальных зданий.
Для окраски вручную применяют следующие кисти: побелочные со специальными держателями для них, макловицы и маховые при окраске больших поверхностей, и ручники для отводки и окраски небольших поверхностей.
Окраска известковыми составами – наиболее дешевый вид малярной отделки, так как материалы, применяемые для этой окраски, стоят недорого, а расход рабочего времени для ее производства, благодаря простоте работы, невелик.
Следует помнить, что любые красочные составы нужно наносить наиболее тонким слоем и что, если за один раз укрыть предыдущий слой не удалось, то лучше вторично окрашивать, так как два или три тонких слоя краски всегда прочнее одного толстого слоя.
Известковую окраску применяют для покрытия поверхностей потолков и стен в кухнях, санитарных узлах, ванных комнатах, поверхностей в помещениях с влажным режимом и для отделки фасадов по оштукатуренным каменным поверхностям.
Существует много способов известковой окраски фасадов зданий по штукатурке. Наибольшее распространение издавна получил так называемый способ «сухой фрезки». Этот способ заключается в том, что по свежеперетертой штукатурке и непросохшему известковому грунту производят покраску известковым колером.
Долговечность окраски указанным способом по сравнению с другими способами значительно увеличивается за счет того, что известковый грунт, наносимый на свежеперетертую увлажненную штукатурку проникает во все поры поверхности, взаимодействует с остатком влаги верхней части штукатурного слоя. Наносимый слой известкового покрасочного состава на еще не просохший грунт способствует одновременному процессу твердения всех трех слоев (в верхнем слое штукатурки, грунтовки и колера).
Для достижения наибольшей прочности окрасочного слоя и получения однородной фактуры (тона) окрашиваемой поверхности нужно соблюдать следующую последовательность в работе.
Поверхность старой штукатурки полностью очищают от старой краски, перетирают известковым раствором, приготовленным на мелком песке, и промывают водой. Старую штукатурку необходимо перетирать потому, что многократный ремонт штукатурки производят, как правило, разнородными по составу, плотности и прочности штукатурными растворами. Сплошная перетирка обеспечивает равномерную шероховатость -всей поверхности и одинаковую впитываемосгь влаги из наносимого покрасочного состава (грунтовка, колер).
За 30 мин до нанесения известковой грунтовки или колера поверхность высохшей штукатурки надо умеренно смочить водой при помощи кисти для того, чтобы обеспечить равномерность впитывания. Влажность оштукатуренной поверхности должна быть такой, чтобы при нанесении покрасочного состава тянущая способность ее сохранялась.
Известковый грунт, приготовленный из негашеной извести (1 кг кипелки на ведро воды), процеживают через частое сито. Грунт пригоден для нанесения на поверхность в течение 6 ч. Колер приготовляют на известковом молоке (до 1,5 кг кипелки или до 3 л густого известкового теста на ведро воды) с добавлением 100-200 г алюминиевых квасцов или 100-200 г поваренной соли или, что значительно лучше, 1 л селедочного процеженного рассола. Алюминиевые квасцы или поваренную соль нужно предварительно растворить в горячей воде, а пигменты (сухие краски) перед добавлением в колер следует размешать в небольшом количестве воды и перемешивая постепенно вливать в известковый состав до получения необходимого цвета; затем процедить и, если необходимо, разбавить водой до удобной для нанесения густоты.
Колер наносят кистями по просохшему грунту с тем, чтобы не допустить его размыва, но не позднее чем через двое суток.
Наиболее прочными окрасочными составами при окраске фасадов являются известково-цементно-песчаные.
Порядок подготовки оштукатуренных поверхностей под окраску такой же, что и под известковую окраску с той лишь разницей, что штукатурку перетирают раствором такого же состава, что и покрасочный.
Известково-цементно-песчаный колер приготовляют так. Известковое тесто (1,5-2 кг) перемешивают в 1,5- 2 л воды и добавляют перемешанные отдельно 0,5-1 кг портландцемента и 4-5 кг просеянного мелкого песка или мраморной, или доломитовой муки. Затем все размешивают в 3-4 л воды и процеживают через сито с 1 -1,2 отв/мм 2 .
Покрасочный состав приготовляют на 3-4 ч работы и во время его нанесения на окрашиваемую поверхность периодически перемешивают. Окрашиваемую поверхность до нанесения покрасочного состава нужно хорошо смочить водой. Наносят покрасочный состав кистью или приспособленным пистолетом-распылителем.
Известковые составы применяют и при внутренней отделке помещений жилых, общественных и промышленных зданий по достаточно гладким оштукатуренным поверхностям, а также по сборным офактуренным плитам потолочных перекрытий, при этом известковая окраска может считаться вполне равноценной клеевой. Этот вид окраски выполняется с помощью краскопультов.
Чтобы оштукатуренные и бетонные поверхности были достаточно гладкими, их обрабатывают известковыми или известково-гипсо-выми шпатлевками, непосредственно перед шпатлеванием смачивая поверхности водой с помощью краскопульта. Технология нанесения известковой краски проще, чем клеевой, что значительно ускоряет выполнение работ. Потолки окрашивают кистями два раза, нанося краску поперечными по направлению к свету движениями кисти, а растушевывая продольными. Стены окрашивают также два раза, тщательно растушевывая краску сначала горизонтальными движениями кисти, а затем вертикальными. При механизированной окраске известковые составы наносят с помощью краскопульта, выполняя окраску два раза. При окраске панелей, прежде чем наносить колер, отбивают опыленным шнуром границу панели и кистью-ручником делают отводку. Прочность известковой красочной пленки зависит от ряда причин: прочности сцепления с основанием, условий, при которых наносилась красочная пленка, рецептур применяемых составов.
Прочность сцепления с основанием объясняется глубоким прониканием красочного состава в толщу основания с заклиниванием его в порах и неровностях. С высыханием пленки происходит одновременно и карбонизация гидрата окиси кальция, т. е. превращение его в кристаллический углекислый кальций:
Са(ОН)2 + С02 = СаС03 + Н20.
Для прочности пленки совершенно обязательно, чтобы кристаллический углекислый кальций представлял собой сростки кристаллов, между которыми вросли частицы пигментов. Следует отметить, что превращение окиси кальция в углекислый кальций проходит промежуточную стадию – превращение аморфного гидрата окиси кальция в кристаллический с образованием кристаллов в 3-5 мкм, которые выпадают из перенасыщенного раствора извести. Рост
кристаллов и образование новых кристаллов и их сростков возможны только во влажной среде. Поэтому поверхности перед окраской необходимо хорошо насыщать водой. Иногда нужно и выполненную известковую окраску насытить водой, лучше известковой. В течение недельного срока после нанесения известковая красочная пленка, поглощая из атмосферы углекислый газ, преобразуется из кристаллического гидрата окиси кальция в кристаллический углекислый кальций и становится достаточно прочной.
При окраске по неувлажненной поверхности в жаркое время дня или на большом сквозняке благодаря быстрому испарению воды происходит частичная кристаллизация гидрата окиси кальция, причем не сростками, а отдельными кристаллами. Благодаря этому красочная пленка не обладает необходимой прочностью и легко разрушается от трения.
Прочность красочной пленки зависит и от вида извести, использованной для окраски. Так, красочная пленка на горячей свежеза-гашенной извести (кальцитной) уже через семь суток дает почти 100%-ную карбонизацию. Известь-тесто дает в этот же срок несколько более низкий процент карбонизации. Меньшую степень карбонизации, а следовательно, и прочность пленки показывает известковая окраска, выполненная на извести-пушонке.
Повышению прочности известковой красочной пленки способствует введение в составы хлористых натрия, кальция или аммония. Эти добавки, способные накапливать в красочной пленке влагу из воздуха, создают условия для более нормальной кристаллизации гидрата окиси кальция.
Добавление в известковые составы алюминиево-калиевых квасцов упрочняет красочную пленку. Она получается более плотной, прочнее пристает к основанию. Вязкость этих колеров значительно выше и по вискозиметру ВЗ-4 достигает 40-45 сек.
Известковые составы с введением от 2 до 5% олифы обладают также хорошими малярными свойствами, давая более плотную не-отекающую красочную пленку с прочностью, на 10-25% превышающую прочность пленки чисто известковых составов.
В тех случаях когда на поверхности имеется набел и возникают опасения, что основание недостаточно прочно, поверхности огрунто-вывают известковым составом, приготовленным по рецепту 28, и окрашивают составом, приготовленным по рецепту 26.
Окраска известковыми составами
Покрытия из известковых красок для фасадов представляют собой рыхлый слой с большой пропускаемостью воздуха, но всё же достаточно стойкий к перепадам и воздействию температур и к увеличенной влажности. Известковые краски имеют широкое применение ввиду относительной дешевизны. Если во время нанесения на потолок или стену краски не ввести заранее в ее состав соль или олифу, то такая поверхность будет всегда пачкать одежду и руки. Рассмотрим, как приготовить известковую краску.
Приготовление краски на известковой основе
Чтобы приготовить 10 кг известковой краски своими руками, необходимо:
- 0,1 кг комбинированной олифы;
- 0,1 кг соли поваренной;
- 1,5 кг извести
В ведро с вымеренным числом извести влить 8,5 л воды, размешать тщательно, потом добавить олифу или соль.
Соль в смесь вводят отдельно, в виде приготовленного заранее солевого раствора. Когда необходимо придать белизну этой смеси, необходимо в него добавить малое количество синьки и размешать. Известковый состав после перемешивания процеживают.
Не нужно забывать и о том, что оттенок сделанного состава и тон окрашенных стен будут в значительной степени различаться.
Влив синьку, необходимо снова размешать смесь и процедить сквозь мелкоячеистое сито.
Одна из разновидностей известковой краски для наружных работ — составы на клеевом основании. Чтобы подготовить какой-нибудь из них, необходимо развести мел в воде до консистенции пасты и оставить отстаиваться раствор на сутки.
Затем размешать и проверить плотность состава одним из нижеследующих методов.
Метод первый.
Окунают палку в ведро раствора. В ситуации, когда раствор с нее стекает непрерывной и вязкой струей, состав можно использовать.
Метод второй.
На установленное вертикально стекло необходимо нанести каплю сделанного раствора. Если у неё необходимая консистенция, то длина следа капли, которая стекает по стеклу, составит не больше 3 см.
Для того, чтобы точно определить вязкость, используют несложный прибор, называемый вискозиметром. Это сосуд, у которого емкость 100 мл, с узким и длинным носиком, диаметр которого 0,4 см, сквозь который истекает раствор, который испытывается на вязкость. Но не старайтесь изготовить в домашних условиях вискозиметр: для того, чтобы получить верные результаты, необходимо соблюдать ювелирность шлифовки поверхности прибора и математическую точность размеров.
При желании возможно получить краски фасадные известковые цветные. Для этого заранее вносят в состав побелки приготовленные красители.
Пигменты, которые вносят в смесь, необходимо процедить, разведя предварительно до молокообразной консистенции.
Также обращаем внимание, что пигментированная побелка в процессе высыхания становится светлее, поэтому при выборе цвета необходимо сделать пробную окраску.
С этой целью растворенную краску наносят на стекло тонким слоем и дают подсохнуть.
Если желаете, чтобы потолок со временем не отмеливался и не осыпался, в известковый раствор необходимо добавить десятипроцентный костный клей. Вливая клей, тщательно проверяют уровень фиксации побелки. Это делается все тем же проверенным старым способом – нанесением на стекло мазков раствора.
Промышленностью для потолков выпускают полуфабрикаты красок и побелок на клеевой основе. Инструкции по использованию каждой из них находятся на упаковке.
Краска на известковой основе имеет особенную популярность в первую очередь, ввиду своей дешевизны. Помимо этого, покрытия из данного материала имеют и целый ряд других безусловных достоинств:
Скорее всего, все сталкивались со стенами, окрашенными известковыми красками для внутренних работ. Если задеть нечаянно рукавом данную стену, на нем будут следы. Вся суть в том, что ранее в краски по известковой штукатурке не добавляли соль или олифу, а именно при помощи их использования, окрашенная поверхность одежду не пачкает.
Уже упоминали о клеевых красках, которые являются одной из разновидностей красок на основе извести. Для их приготовления необходимо развести мел до такой густоты, чтобы вышла паста, после этого полученный раствор оставить на сутки, чтобы отстаиваться. По истечении данного срока в емкость раствора окунают палку и смотрят, как жидкость стекает: непрерывная вязкая струя свидетельствует о том, что раствор готов.
Краски эмалевые
Рассмотрим, можно ли размешать водоэмульсионную краску известковым раствором. Эмалевые краски являются красочными составами, приготовленными из смеси пигментов и лаков при помощи растирания в краскотерках. Для эмалевых пигмент разводят на масляных лаках.
Срок сбережения эмалевых красок – от полугода до года. Их составы с течением времени могут загустеть, потому до начала работ краски советуется разбавить каким-либо растворителем. Для различных эмалевых красок подходят различные растворители, и лишь уайт-спирит (универсальный растворитель) – подойдет для всех типов эмалевых.
Уайт-спирит является очищенным растворителем для того, чтобы разбавить краски масляные и алкидные.
Сухие краски
Сухие пигменты являются порошком, размолотым настолько мелко, чтобы частицы пигментов при просеивании могли пройти сквозь ячейки малого сита. Качество красок сухих связано с тем, насколько тонко они размолоты.
Сухие пигменты делят на металлические, неорганические (природные), органические и неорганические (синтетические). Чтобы получить краску, пигменты смешивают со связующими материалами. Природные пигменты получают при помощи термической обработки, измельчения, обогащения минералов и горных пород. Синтетические (порой они тоже называются искусственными) пигменты получаются в итоге химических реакций, а красители металлические – тонкие порошки разных сплавов или отдельных металлов.
Самыми популярными среди пигментов металлических являются порошок серебристого цвета металлического алюминия и порошок золотистого оттенка бронзы.
Чтобы отличить неорганические пигменты от органических, их необходимо прокалить, для этого немного порошка высыпают в пробирку или на стальной лист и нагревают. Пигменты органические за счет углерода, который входит в их состав, быстро почернеют.
При работе с различными лакокрасочными материалами не забывайте об их токсичности и опасности для здоровья. Ядовитыми являются пигменты, которые в составе имеют соединения мышьяка, свинца, цинка и меди. Когда в составе пигментов есть данные вещества, лучше окрашивать стены при помощи кисти: тогда можно избежать опасности отравления. А вот при пользовании разными распыляющими аппаратами (пульверизатором и распылителем), проявятся отравляющие действия.
Как бы то ни было, необходимо придерживаться строгих правил безопасности и пользоваться при работе с лаками и красками защитной маской или респиратором для того, чтобы не получить отравление.
Таким образом, можно сделать своими руками краски из извести и пользоваться ими для окрашивания стен и потолков.